Реконструкция облика представителей Пазырыкской культуры
Исследователи восстановили внешний вид представителей пазырыкской культуры, к которой принадлежит в том числе знаменитая мумия, обнаруженная в Республике Алтай в 1993 году. Как сообщает издание Сибирского отделения РАН «Наука из первых рук», эти люди — представители знати — имеют европеоидную внешность, что уже предполагалось ранее. В то же время ученые указали, что в находках встречаются и представители монголоидного типа.
Ранее считалось, что эти мужчины — отец и сын, однако они состоят в более дальнем родстве
Как указывается издание, еще один из первых исследователей пазырыкских погребальных комплексов Сергей Руденко, который был не только археологом, но и антропологом, обратил внимание на то, что сохранившиеся мумифицированные головы мужчин и женщин из Второго и Пятого Пазырыкских курганов различаются между собой по расовым признакам: он увидел среди них и монголоидов, и европеоидов. Поначалу казалось, что расовое различие характерно только для пазырыкской знати, представители которой, как предполагалось, брали жен и наложниц из отдаленных мест. Появилась даже гипотеза, что жена вождя, похороненная вместе с ним в Пятом Пазырыкском кургане, была родом из Мидии. В основе этой гипотезы лежит не только физический облик женщины, но и археологические находки (переднеазиатские): ткань чепрака и древнейший в мире ворсовый ковер. По мнению Антонины Гавриловой, похоронили эту женщину как колдунью, принесшую беды, даже число этих несчастий определили по количеству бревен (семь), которыми придавили часть погребальной колоды, чтобы закрыть ей «выход».
Отмечается, что речь идет о двух телах, обнаруженных в 1990 году на плато Укок в Республике Алтай в одном из курганов могильника Ак-Алаха-1, — судя по богатому набору вооружения и останкам девяти коней, это были знатные воины. При этом один из погребенных был сразу признан зрелым мужчиной, а второй сначала считался воительницей — «амазонкой», однако затем по анализу ДНК было установлено, что это юноша, состоящий в родстве с мужчиной. «А сегодня антропологам удалось воссоздать лица этих людей, которые были похоронены на плато Укок более двух тысячелетий лет назад. Это стало возможным благодаря методу антропологической реконструкции, разработанному известным российским антропологом, археологом и скульптором Михаилом Герасимовым. С помощью этого метода ученые восстанавливают черты лица по особенностям черепа с учетом соотношения толщины мягких тканей», — цитирует сообщение «Интерфакс».
Знаменитый войлочный ковер, выставленный в Эрмитаже, и много сказавший об облике пазырыкцев
Первый антропологический анализ всех немногочисленных изображений человека на памятниках пазырыкской культуры сделали по тому огромному войлочному ковру из Пятого Пазырыкского кургана (конец V в. до н. э.). «Все они: сидящая в кресле богиня, всадник на коне, человекозверь, борющийся с птицей, имеют ярко выраженные южно-европеоидные черты лица На ковре скорее всего изображены жители Передней или Средней Азии, а, может быть, потомки тех, кто переселился на Алтай, в Минусинскую котловину, Туву и Западную Монголию еще в эпоху бронзы», — указывалось в исследовании. Сергей Руденко назвал лицо всадника «арменоидно-ассироидным».
Люди, погребенные в могильнике Олон-Курин-Гол, расположенного в непосредственной близости от плато Укок в северо-западной части Монголии, генетически были близки к современным популяциям восточных районов Иранского нагорья, Пакистана и прилегающей к ним западной части Индии, а также Средней Азии. Таким образом, персонажи, изображенные на войлочном ковре, действительно могут представлять часть пазырыкского общества, сохранившую антропологический тип, характерный для древних скотоводов Передней и Средней Азии.
Обычай сохранения тел умерших – свидетельство очень сложной культурной традиции и особого мировоззрения, мало совместимых с образом жизни скотоводов-пастухов и присущих скорее городским цивилизациям, считают исследователи. Это и особый ритуал, который, возможно, подразумевал существование «специалистов», занимавшихся мумифицированием тел умерших. Хотя теперь ученые доподлинно знают, что все умершие пазырыкцы подвергались мумификации, одни – более сложной, другие – более простой, трудно даже представить, как все это могло происходить в алтайских горах.
Еще одна серия изображений человеческих лиц представляет собой деревянные резные бляхи, входившие в убранство узды одного из коней из Первого Пазырыкского кургана, раскопанного в 1929 году. Ученые попытались проанализировать эти изображения с целью получить антропологическую и социально-историческую информацию. Они пришли к выводу, что на личинах-подвесках изображены безусые монголоидные лица центральноазиатского или, скорее, местного алтайского типа.
Как показали последние палеоантропологические исследования, важное место в структуре пазырыкского населения занимал так называемый автохтонный (местный) расовый компонент Горного Алтая. Согласно существующей гипотезе, население Северной Евразии имело в своем антропологическом составе морфологические комплексы с незавершенной дифференциацией на антропологические типы монголоидной и европеоидной основных рас. Они обнаружены в разные археологические эпохи вплоть до современности.
Среди пазырыкцев очень редко, но встречались и монголоиды, наиболее близкие к хуннскому населению южного и юго-восточного Забайкалья. До последнего времени чистым монголоидом можно было считать лишь мужчину 60 лет из большого кургана Шибе в долине реки Урсул на Горном Алтае. Но сейчас ученые могут назвать еще двух носителей монголоидного типа: женщину из кургана 1 могильника Ак-Алаха-3 и мужчину из кургана 5 могильника Ак-Алаха-5. Три известных на сегодняшний день представителя монголоидного типа явно относились ко всем слоям пазырыкского общества.
Полученные данные позволяют считать пазырыкцев Горного Алтая новой популяцией, сформировавшейся в результате тесных контактов между местным (автохтонным) и пришлым населением, в первую очередь мигрантами с территории современной Средней и Передней Азии, а также отдельными представителями монголоидных народов Восточной Сибири.
Напомним, что Пазырыкская культура относится к железному веку (VI-III вв. до н.э.), а ее носители обитали на смежных территориях нынешней России (Горный Алтай), Казахстана и Монголии. Для погребений этой культуры характерны так называемые «замерзшие могилы», где в толще древнего льда сохраняются предметы из органических материалов (дерева, кожи, ткани), а также забальзамированные тела людей. В 1995 году на горноалтайском плато Укок было найдено непотревоженное «замерзшее» погребение с мумией знатной женщины, получившей широкую известность как «алтайская принцесса» или «принцесса Укока», которая в настоящее время хранится в Горно-Алтайске.