Учителя начальных классов высшей квалификационной категории барнаульского лицея № 86 Инну Абрамову привлекли к дисциплинарной ответственности после жалоб родителей нескольких первоклассников, сообщает «Правмир». Те утверждали, что педагог слишком строго относится к их детям, допускает оскорбления в их адрес, переходит на личности и высказывает разного рода угрозы. По мнению родителей, это привело к тому, что семилетки стали бояться ходить в школу. Впрочем, другая часть родителей этого же класса, напротив, поддержала строгий нрав педагога и выступила в ее защиту. Сама учитель резкие высказывания и колкости из своих уст признала и назвала это особенностью сильного характера. В результате Абрамовой объявили строгий выговор.

Как рассказали недовольные педагогом родители, с начала учебного года их дети-первоклассники с нежеланием ходили в школу, а после не могли рассказать о своих делах и успехах в стенах учебного заведения. Школьники замыкались в себе и боялись признаться дома, что боятся учителя Инну Абрамову. Это выяснилось уже через несколько месяцев. По словам части родителей учеников первого класса, педагог позволяла себе нелицеприятные высказывания в отношении детей («свинья безалаберная» — обращение к девочке, потерявшей вещи, — прим. ред. ИА «Банкфакс»), унижала их достоинство, когда сравнивала их успеваемость и делила всех на тех, кто «молодцы» и «хорошо учится» и «плохих детей, с которыми не нужно общаться», а также грозила занести в «черный список» за малейшую провинность или непослушание.

Родители заявили, что сначала узнали об этом со слов детей, а потом установили прослушивающее устройство, чтобы убедиться, что первоклассники не фантазируют. Один из таких монологов учителя они предоставили изданию. «Манокурова, иди, умывайся! Вы и так меня сегодня довели. И этот что попало делает. И вторая рыдает. Сейчас буду лекарство пить. Невозможно. Невозможно. Вы если не хотите в школу ходить учиться, вы лучше дома сидите. Пусть вам родители справочки сделают и посиживайте. И сидите дома, отдыхайте. Ну что трепать нервы учителю? Вы что? Этот на чтении доводил-доводил. Эта теперь здесь будет сидеть, слезы крокодильи. Надоело все. Я прихожу сюда работать, учить детей, а не смотреть на эти сопли, слезы. Вы характер свой маме показывайте! Вы зачем приходите сюда? Стучать по столам мне, как Шинакова сидит мне стучит, рычит на меня. Мне не надо характер показывать. Что за привычка? Ну, нельзя учителю это показывать. Что ты сейчас, Прокофьев, листаешь? Ты дома сядь и листай, сколько влезет. Почему вы приходите сюда и начинаете издеваться над учителем?!» — говорила Абрамова детям.

Это возмутило часть родительского сообщества, и они попытались лично поговорить с педагогом и прояснить данную ситуацию, но та заявила им, что не видит в своих действиях ничего предосудительного. Она подчеркнула, что изначально обозначила себя как сильного строгого учителя, которого «потянет не каждый ребенок». Открещиваться от предоставленной родителями записи она не стала. Те написали жалобу на имя директора лицея с просьбой разобраться в ситуации и, по возможности, сменить преподавателя. Однако оказалось, что с такой позицией согласна только треть родителей этого класса. Другие, напротив, горячо поддержали авторитарного педагога, заявив, что такой учитель и нужен, чтобы на уроках была дисциплина и порядок, а дети получили твердые знания. Третьи заняли позицию молчаливого ожидания хоть какого-то исхода.

В результате руководство лицея провело проверку и обнаружило, что Инна Абрамова действительно допускала высказывания, не соответствующие этическим нормам. Ей вынесли строгий выговор. Сама Абрамова данную информацию подтвердила. Она признала, что действительно иногда бывает очень строгой, категоричной и колкой на язык, однако учитель подчеркнула, что относится ко всем детям, как к своим собственно, потому и предъявляет к ним повышенные требования. «Я же и объяснительную писала, и извинялась перед родителями. У меня было пару резких выражений, но больше ничего серьезного я не совершила, чтобы раздувать это. А администрация сделала все, что от нее требовалось: провела со мной беседу, сделала строгий выговор, камеры поставила. Я со всем согласна. Но я так и не поняла, на что они сильно обиделись. Зверств, криков не было. Я слышала об издевательствах в 42-й школе, года три назад. Учитель косу на руку накрутила и вела бедного ребенка до столовой. 55-я школа — скандал за скандалом. Пара колких фраз, которые я сказала, — это просто сленг учительский. У меня самой трое детей. И я всегда за учителей, чтобы они не сказали, чтобы они не сделали. Они всегда правы», — заявила педагог.

Она также отметила, что имеет советскую закалку и ей непросто перестраиваться в современном мире. «Сейчас нужны не душевные учителя, которые дают результаты, дают отличников и олимпиадников, а просто типа робота. Тему выдал и все. А я душой с ними. А это, оказывается, не каждому нужно. И у меня авторитарный стиль преподавания, у меня тишина и порядок. И поэтому уходили детки. А было много деток, которых привозили со всего города именно на меня, в том числе детей-спортсменов. Им нужен учитель такой же по стилю, как их тренер», — пояснила Абрамова. Она также добавила, что любит свою работу и выполняет ее на отлично. «В начальной школе лицея № 86 я одна имею высшую квалификационную категорию. Это же о чем-то говорит? Сейчас я провожала четвертый класс. Я столько услышала в свой адрес. Меня аж в краску ввели. Люди боготворят. Когда родители приходят, я говорю: «Вы если почувствовали, что это не ваш человек, нужно сразу уходить — либо к другому учителю, либо в другую школу. Не надо терпеть, ждать и выискивать негативные моменты. Их будет больше и больше». Это как с мужем. Если ты чувствуешь, что пошло что-то не так, не надо терпеть», — заключила педагог.

В результате недовольные ситуацией родители части учеников действительно не стали терпеть и перевели детей в другие учебные заведения. Другие остались у Абрамовой в надежде, что после выговора ситуация как-то изменится.

Ситуацию прокомментировала практический психолог, член межведомственной группы по профилактике суицидального поведения у детей и подростков Людмила Слободчикова. Она уверена, что слова педагога, произнесенные в присутствии одноклассников, имеют для ребенка огромный вес, особенно для подростков, потому что отношение к себе у них формируется через отношение сверстников. 

Людмила Слободчикова, психолог:

На детях, которых учитель «не трогает», конфликты в классе тоже оказывают влияние. У так называемых «свидетелей конфликтов» может развиться эмоциональная нестабильность, тревожность. Эти проблемы формируются у многих именно в школе. Ребенок ведь не равнодушно наблюдает. Он переживает: «А вдруг и ко мне будут относиться также? Вдруг я что-то сделаю не так, и тоже стану объектом насмешек и унижения? Как мне себя вести, чтобы не попасть в опалу, чтобы поток агрессии не развернулся на меня?» Эти переживания отнимают у него энергию. Чтобы адаптироваться в условиях конфликта, он тратит огромные ресурсы. 

По словам специалиста, на фоне негативного отношения учителя у детей может развиться дезадаптация к школьному обучению. Проявлений ее много: плаксивость, конфликтность, дети могут страдать от ночных кошмаров, нарушается пищевое поведение: либо беспрестанно едят и набирают вес, либо отказываются от еды. Вместе с тем Слободчикова отметила, что важно и то, как родители реагируют на то, что рассказывает ребенок о школе. Если ему в ответ говорить: «О боже!», «Какой ужас!», то ситуации для ребенка станут сверхтравмоопасными. «Родителям необходимо сдерживаться. Какие-то ситуации вообще могут пройти мимо ребенка, не заденут его, а если родители будут обращать внимание ребенка на них, драматизировать, то они действительно для него станут проблемными, будут его травмировать», — заключила специалист.