Застава Сивачева. История подвига, совершенного 22 июня 1941 года

По планам гитлеровцев пограничники должны были продержаться 20 минут. Однако оборона продолжалась целых 11 часов.

Также 22 июня День памяти и скорби (День начала ВОВ) и Кириллов день, а также в этот день в 1944 году началась Белорусская операция советских войск, а в 1993 году в Смоленске состоялась торжественная закладка памятника литературному герою Василию Теркину.

Подробнее поговорим о подвиге защитников пограничной заставы, оборонявших позиции в первый день Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года в четыре часа утра немецко-фашистские войска напали на СССР. Однако для старшего лейтенанта Александра Сивачева война началась на пятнадцать минут раньше. Заставу, которой он командовал, в 3.45 начали атаковать диверсионные отряды вермахта.

Застава Сивачева. История подвига, совершенного 22 июня 1941 года

«Мне было пять лет, когда на хуторе Энем в Краснодарском крае узнала, что одна из улиц названа в честь Сивачева, – рассказала правнучка Александра Сивачева, Инна Чукина. – Тогда и услышала рассказ бабушки о том, что мой прадед Александр Сивачев погиб в первый день войны при обороне погранзаставы. Не только Александр Николаевич, но и его брат Иван был на фронте. Из большой семьи: шестерых сестер и четверых братьев – с войны не вернулись брат, сгоревший в танке в 1942г. и Саша, которого в казачьей семье называли Сашко. Я знала, что есть погранзастава, которая носит имя прадеда. Но не думала, что здесь так чтят его память».

В семье до 1964 г. не знали, что Александр погиб. В 1953 году умерла его мама, в мыслях все еще надеясь, что сын пропал без вести и обосновался где-то вдали от родины. И только потом сын Сивачева, тоже Александр, прочитал в журнале рассказ Льва Линькова «Сердце Александра Сивачева» о подвиге пограничника.

Застава Сивачева. История подвига, совершенного 22 июня 1941 года

История героя

Родился Александр Сивачев 2 мая 1918 года на хуторе Энем Краснодарского края в семье железнодорожника. После окончания 4-х классов и школы рабочей молодежи работал в колхозе учеником в ремонтных мастерских. В 1939 году окончил Орджоникидзевское пограничное училище НКВД и был направлен в пограничные войска НКВД БССР. По окончании училища сначала был назначен заместителем командира 1-й заставы 86-го пограничного отряда, а уже в 1941 стал ее командиром.

На 22 июня 1941 года Сивачев — старший лейтенант, начальник 1-й пограничной заставы 86-го Августовского пограничного отряда. Погиб 22 июня 1941 года. В 1965 году А.Н.Сивачев был награжден орденом Отечественной войны I степени (посмертно).

1-й пограничной заставе Гродненской пограничной группы в апреле 1968 года присвоено имя Александра Николаевича Сивачева. Старший лейтенант Сивачев зачислен в списки личного состава заставы навечно.

Застава Сивачева. История подвига, совершенного 22 июня 1941 года

Подвиг

За 2 недели до начала войны Александр Сивачев отправил свою беременную жену, Сивачеву Евгению Петровну, к своим родителям, в п. Энем. Известно, что штатная численность заставы составляла 42 человека. На вооружении (по штату) были: 1 станковый пулемет Максим, 3 ручных пулемета Дегтярева и 37 винтовок Мосина образца 1891/30 года, ручных гранат РГД – по 4 единицы на каждого бойца и 10 противотанковых гранат на всю погранзаставу.

«Тот самый коварный и подлый план Барбаросса, который потом я, как и все школьники, видела в учебниках и фильмах, для моего прадеда и его бойцов был страшной предрассветной явью», — рассказывает Инна Сивачева, внучатая племянница героя.

По воспоминаниям Якова Брыни, очевидца боя, жителя деревни Головенчицы, немцы вели огонь прямой наводкой по расположению заставы из артиллерийского орудия. Григорий Обелевский, ветеран Великой отечественной войны рассказывал: «Вот автоматчики на флангах, пулеметчики здесь, они очень умно организовали оборону и, когда противник пытался зайти с тыла, они тут перемещали силы, но силы были на исходе».

Застава Сивачева. История подвига, совершенного 22 июня 1941 года

Траншеи, ходы сообщения, а иногда и блиндажи, были заранее подготовлены не только в 86 пограничном отряде, но и почти на всех заставах на советско-германской границе. По воспоминаниям Якова Брыни, Александр Сивачев вывел личный состав на углубление существующих траншей 21 июня.

Круговая оборона позволила отражать атаку за атакой. По планам гитлеровцев пограничники должны были продержаться 20 минут. Однако оборона продолжалась целых 11 часов. Пограничные заставы, которые имели лишь стрелковое оружие, могли продержаться лишь считанные минуты до подхода регулярных частей Красной Армии. Но из двадцати застав Августовского пограничного отряда (ныне Гродненской погрангруппы) не отступила ни одна.

Полагая, что артиллерия уже уничтожила пограничников, фашисты шли во весь рост. Однако сивачевцы встретили гитлеровцев губительным огнем, заставив их отползти назад. В этом бою Сивачев был ранен. Получив подкрепление, немцы выкатили на прямую наводку три пушки и открыли по заставе огонь.

Застава Сивачева. История подвига, совершенного 22 июня 1941 года

Когда пушечный обстрел прекратился, заставу атаковали немецкие танки. Гранатами один танк был подорван, но остальные прорвались к окопам и начали их утюжить. Сивачев был вторично ранен, но по-прежнему продолжал руководить своими подчиненными. В танки, которым удалось ворваться в оборону пограничников, полетели гранаты.

Застава оказалась в полном окружении, но держалась. Когда пулеметчик погиб, Сивачев лег за пулемет и продолжал стрельбу, но силы были неравными. После того как Сивачев с бойцами уничтожили 60 солдат Вермахта и ранили сотни, против них выставили тяжелую технику. Запев песню, Сивачев повел за собой оставшихся солдат с гранатами под танки. Из этого боя он не вернулся. Выжить на этой заставе не удалось никому. Застава погибла, но не оставила своих позиций.

Застава Сивачева. История подвига, совершенного 22 июня 1941 года

Павшие в июне сорок первого пограничники не могли знать, что командование вермахта отводило на взятие пограничных рубежей нашей Родины тридцать минут. Их защитники держались намного дольше, столько, сколько могли. Из 485 западных застав, ни одна не отошла без приказа.

О судьбе старшего лейтенанта Сивачева и его подчиненных стало известно после освобождения Белоруссии в 1944 году. Военный корреспондент Лев Линьков встретился с жителями деревни Головенчицы, которые рассказали о том самом первом сражении войны и показали место захоронения бойцов. На табличке, которая появилась уже после изгнания оккупантов, было написано: «Здесь похоронены героические защитники советской государственной границы, павшие смертью храбрых в неравном бою с фашистскими захватчиками двадцать второго июня 1941 года».