Такой поворот чреват очередным геополитическим кризисом
Возможное вступление Финляндии и Швеции в НАТО может обернуться дополнительным витком геополитической напряженности, предупреждают эксперты. Фактически речь идет о новом факторе риска для России.
Тем временем СМИ сообщают, что на границе с Финляндией якобы замечены тактические ракетные комплексы. В частности, как сообщает Avia.pro, на фоне обсуждения в парламенте Финляндии вопроса вступления в НАТО и заявления пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова о том, что расширение Альянса является прямой конфронтацией, недалеко от границы с Финляндией были замечены ракетные комплексы, движущиеся, судя по попавшему в кадр дорожному указателю, как раз в сторону финской границы.
Издание отмечает, что на представленных видеокадрах можно заметить не менее четырех мобильных пусковых установок ракетных комплексов. При этом обстоятельства переброски тактического ракетного вооружения по трассе Е-18, связывающей Россию и Финляндию, пока что остаются неизвестными. Никаких официальных комментариев на этот счет пока не поступало.
Солдаты НАТО могут появиться на границах с Россией
Накануне премьер-министр Финляндии Санна Марин заявила, что спецоперация на Украине коренным образом изменила отношения Москвы и Хельсинки, заставив задуматься о вступлении в НАТО. По ее словам, у Североатлантического альянса есть большие преимущества, связанные с решениями в области политики безопасности, в частности, с возможностью «максимально эффективно предотвращать насилие, конфликты и войны».
«Я думаю, что членство в НАТО придаст этому дополнительную глубину, потому что существует более высокий порог для нападения на страну НАТО, чем на страну, которая в нее не входит», – указала премьер.
Политический консультант, генеральный директор Центра стратегического консалтинга Роман Ларионов в разговоре с «Блокнотом» указал, что заявления премьеров Финляндии и Швеции о возможном вступлении стран в НАТО говорит о серьезном сдвиге в стратегических ориентирах и принципах политического класса этих стран. Он напомнил, что ранее подобные вопросы ни в Хельсинки, ни в Стокгольме не обсуждались на серьезном уровне.
«Финляндия после Второй мировой войны гордилась своим статусом нейтральной и буферной зоны между Западом и СССР/Россией, имея крепкие связи с обеими сторонами. Шведская политика нейтралитета и вовсе насчитывает уже больше двух веков. Поэтому нынешние намерения имеют действительно историческое значение. Причины понятны – в условиях, когда градус противостояния двух центров беспрецедентно сильно возрастает, малые игроки чувствуют себя уязвимо и стремятся к тому, чтобы примкнуть к одному из них», — отметил Ларионов.
Россия рискует столкнуться с новой угрозой
Он признал, что Москву такая новость, конечно, ставит в затруднительное положение, ведь одна из декларируемых целей спецоперации на Украине была в недопущении появления военной инфраструктуры НАТО в соседнем государстве. Теперь же, говорит Ларионов, появляется, эта угроза реализуется в другом государстве, притом границы которого проходят в 150 километрах от второго по величине российского города.
«Естественные вопросы возникают не только к тому, как будет реагировать Москва, но и к эффективности внешнеполитической стратегии, в рамках которой Россия, скорее всего, добьется нейтрального статуса для Украины, зато потеряет его у Финляндии и Швеции», — признал эксперт.
Как сообщал «Блокнот», в 2017 году членство Финляндии в НАТО поддерживали 22% жителей страны, 59% выступали против такого сценария, еще 19% не смогли определиться, гласили результаты проведенного опроса Yle. В январе 2022 года об одобрении этой инициативы заявили 30% респондентов – таковы итоги исследования компании Taloustutkimus.
Однако уже концу февраля эту идею впервые одобрили большинство опрошенных (53%), сообщили в Yle, тогда как против выступили 28%, еще 19% не определились с выбором. Спустя две недели, к середине марта, 62% опрошенных финнов заявили о поддержке вступления страны в НАТО.
В конце февраля 41% жителей Швеции, ставших участниками нового опроса, поддержали вступление страны в НАТО, 35% — высказались против, 24% — затруднились с ответом. Таковы результаты исследования, проведенного социологическим центром «Новус». В минувшем январе соответствующие показатели составляли 37%, 35% и 28%.