Зажинки (21 июля) — жатвенный обряд, который в минувшие века проводили перед началом уборки зерна. Многие столетия этот обряд был одной из важнейших традиций белорусов. Согласно поверьям, благодаря проведению обряда, колосья хлеба тяжелели, а земля становилась более плодородной.

Зажинки отмечали всей громадой с танцами и песнями, которые были посвящены тяжелому крестьянскому труду и трудолюбию хлеборобов. Несмотря на то, что это не религиозный праздник, к нему тщательно готовились — убирались в доме и во дворе, готовили праздничный ужин.

Обряд «зажинки» проводился на рассвете. Самые уважаемые женщины в селе срезали две копны колосьев, одну из которых оставляли лежать в поле, а вторую несли в дом, где украшали ее лентами и цветами и ставили в красный угол.

Зажинки имеют давнюю историю

По старому стилю память Прокопия Жатвенника отмечается 8 июля. Именно отсюда и происходят христианские корни Зажинок. Но, безусловно, сам праздник имеет древние языческие корни.

Один из древнейших праздников земледелия Зажинки отмечается 21 июля

Мудрые предки придерживались астрологических циклов и отмечали праздник первого урожая на исходе Луны в середине лета. Ныне празднуют в самом конце уборочной страды, без привязки к христианскому календарю. Да и само название люди изменили, чтобы оправдать перенос даты.

Другие источники утверждали, что Зажинки припадали на 29 июля в день памяти священномученика Афиногена. В народе считали, что в этот день лето «перешагивает знойный возраст».

«Если этот день с теплом да со светом – уберешься загодя со жнитвом, а коли будет дождливым – хлеб в снопе прорастет», то есть погода принесет дожди и сырость. По народным приметам после жатвы заканчивались жаркие летние дни, а ночами становилось холоднее.

Традиции на Зажинки

На Зажинки отправлялись или утром до восхода солнца, или в сумерках. Самую первую сжатую жменю колосьев жнея клала не в сноп, а отдельно на поле вместе с хлебом и сыром. Потом начинали жать первый сноп — «гаспадарок». Он считался именинным. Обычно его зажинала старшая в семье женщина.

Его украшали цветами, несли в дом с песнями и ставили в красный угол под иконы. С него же начинают осенью молотьбу, а соломой кормили больную скотину. Зерна первого снопа считались целебными для людей и птиц.

Вечером каждая семья устраивала праздничный ужин, на котором обязательно была еда, принесенная с поля. Пели специальные песни. В современной Беларуси точной даты Зажинки не имеют и празднуются в день начала уборочной кампании.

Обряды на Зажинки имеют важное значение

В народе существовал такой обряд, как «покрывание поля». Нужно было встать еще до восхода солнца, прийти на поле и поклониться древним духам. Это нужно было для того, чтобы духи подарили щедрый урожай. И уже после «покрывания поля» начинались зажинки.

Люди верили, что зерна первого снопа обладают целебными свойствами. Например, даже солому с первого снова отдавали домашнему скоту, чтобы животные не болели. Вечером каждая семья устраивала праздничный ужин, на котором обязательно была еда, принесенная с поля. На Зажинки люди пели специальные песни. Иногда на праздник приглашали и священника.

<!—