Артема Ермошкина с рождения воспитывали бабушка и дедушка. Но когда в 2014 году погибла его мама, право опеки перешло к отцу, и начались проблемы.
Недавно многие россияне с удивлением узнали, что дедушки-бабушки, тетушки-дядюшки и прочие родственники не вправе взять и забрать к себе ребенка, если он остался без родителей (или, например, без матери – но с отцом, который не хочет или не может взять на себя единолично такую ответственность).
Те, кого жизнь уберегла от столкновения с такими ситуациями, удивлялись в комментариях: а как же так? А вот так. У российских бабушек нет юридических прав на внуков, они должны добиваться опеки, как чужие для ребенка люди, а для большинства пенсионеров борьба с системой – непосильная задача.
Работа по восстановлению бабушек в правах продолжается и, похоже, закончится-таки изменением Семейного кодекса и закона «Об опеке и попечительстве». В начале июля такие поправки поддержало правительство РФ: в его заключении говорится, что эта мера «позволит урегулировать традиционный для российского общества процесс участия близких родственников детей в их воспитании».
Но в этом процессе все равно останется много острых подводных камней. Пример тому – история 12-летнего Артема Ермошкина: закон и система накрепко привязали его к отцу, которому мальчик не был нужен с самого рождения. А бабушка с дедушкой, которые любят внука и заботятся о нем всю его жизнь, никаких прав не имеют.
От безысходности они записали видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину, главе СКР Александру Бастрыкину и генеральному прокурору Игорю Краснову.
«Мой отец с самого рождения мной не занимается и тратит мои деньги, из-за него я не могу ходить на кружки и секции, бесплатно питаться», – говорит Артем на видео. Он не пытается разжалобить зрителя, говорит спокойно, даже отстраненно – и это неудивительно, ведь бесплодная борьба за опеку над ним длится уже шесть лет. Ровно половину его жизни.
Артем с самого рождения живет с бабушкой и дедушкой – Ниной Ивановной и Сергеем Ивановичем Поповыми. С 2014 года, когда не стало его мамы, опекунство автоматически перешло к отцу, который не помог сыну ни копейкой и заботиться о нем не собирался, но не преминул воспользоваться «привилегиями» родителя – «детскими» деньгами.
Поповы обили все пороги, какие только можно. Нина Ивановна писала в любые инстанции, имеющие отношение к их проблеме. Обращалась она и в администрацию президента, и к уполномоченному по защите прав детей при главе государства. Сколько за эти годы она писала депутатам, соцзащите и т.д. и т.п. – не счесть.
«В органы опеки и попечительства администрации муниципального округа Головинский (более 40 раз), в Головинскую межрайонную прокуратуру (более 10 раз), в Департамент социальной защиты населения, к депутатам Государственной думы РФ, в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Первомайского района города Пензы, в отдел полиции № 4 УМВД России по городу Пензе, в прокуратуру Пензенской области, в министерство образования РФ, в министерство юстиции, в ОМВД по Головинскому району», – перечисляет юрист Екатерина Гордон, юридическое бюро которой «Гордон и сыновья» взялось помочь Артему в борьбе с системой.
Мальчик и сам отправлял письма детскому омбудсмену Анне Кузнецовой, но ему ни разу не ответили даже «отпиской». Органы опеки и попечительства, по его словам, обещали подать иск о лишении отца родительских прав, но так этого и не сделали. «Парень живет в постоянном страхе, не имея никаких социальных гарантий. Помогите Артёму!» – призвала в своем Instagram Екатерина Гордон.