Крупный перевозчик «АГАС-Транс» перестал обслуживать скандальный маршрут № 33. Как сообщила мэрия Барнаула, об этом компания уведомила профильный комитет 12 марта, в связи с чем это направление переведут на регулируемый тариф с сохранением расписания и схемы движения. В самой фирме ИА «Банкфакс» рассказали, что на такой шаг пошли вынужденно, и связано это с убыточностью самого маршрута, а также с многолетними спорами и судами с чиновниками, которые якобы продолжают «настраивать» рынок пассажирских перевозок.

Накануне администрация Барнаула сообщила, что ООО «АТП «АГАС-Транс» 12 марта уведомило комитет по дорожному хозяйству о прекращении обслуживания маршрута с нерегулируемым тарифом № 33. Также перевозчик не подал свои автобусы в наряд диспетчерской службы на 15 марта. При этом чиновники уже проработали вопрос об утверждении нового направления № 33р, которое сохранит расписание и схему. Однако действовать оно будет уже по регулируемому тарифу с ценой проезда 23 рубля (ранее билет стоил 25 рублей) и льготами.

Между тем в сообщении мэрии не уточняется, в связи с чем компания отказалась от работы, какая фирма работает вместо нее, в какие сроки и в каком порядке произойдут изменения. Объявлений о коротких конкурсах на сайте мэрии также не было. По действующим нормам перевозчик на регулируемые маршруты определяется в рамках Госзакупок, и подобных контрактов на портале найти не удалось. В пресс-службе администрации на звонки корреспондента «Банкфакса» не ответили.

Юрист «АГАС-Транс» Ирина Рощина рассказала «Банкфаксу», что отказ произошел вследствие многолетних споров между перевозчиком и комитетом по дорожному хозяйству. Ранее право на работу по маршруту № 33 разыгрывалось между организациями в рамках конкурса в одном лоте с двумя другими направлениями — № 77 и 121. Так происходило в связи с тем, что два из них, по уверению перевозчика, убыточны, особенно в зимний период: № 33 и 121 связывают центр Барнаула с пригородными поселками Сибирская Долина и Октябрьский. Доход от маршрута № 77 позволял компенсировать эту нерентабельность, и на протяжении долгого времени «АГАС-Транс» это устраивало, и, более того, позволяло заниматься обновлением автопарка.

Как пояснила Ирина Рощина, по неизвестной причине в прошлом году профильный комитет решил разделить эти три направления на разные лоты. «Мы предупреждали комитет, что объединение этих трех маршрутов в один лот сложилось не просто так. Прошлые сотрудники комитета просчитывали рентабельность каждого маршрута и пассажиропоток. Все было сбалансировано и выверено ранее, но комитет не услышал наши доводы. Для них, наверное, важнее было убрать нас и сжить с рынка пассажирских перевозок», — считает собеседница.

С ее слов, от чиновников также звучало предложение о повышении цен на проезд: перевозчики с нерегулируемыми тарифами имеют такую возможность. Но в «АГАС-Транс» решили этого не делать. «Мы в целом считаем, что стоимость проезда в Барнауле повышать не нужно в принципе. Нужно просто грамотно распределить маршруты: объединить убыточные с доходными, и тогда будет баланс в интересах перевозчиков, пассажиров и комитета как регулятора, но нас никто не услышал», — пояснила Рощина. На сегодняшний день автобусы компании стоят без дела, а водители остались без работы. Не исключено, что некоторым из них придется уволиться.

Ирина Рощина также подчеркнула, что отдельно работать на направлении № 33 нерентабельно без какой-либо компенсации за счет доходного маршрута. По ее словам, в ходе его обслуживания фирма терпит убытки в размере 500 тысяч рублей в год. «В связи с этим 12 марта мы направили в комитет уведомление о том, что, если нам не компенсируют убытки, то мы вынуждены прекратить перевозки. В комитете нам ответили, что мы не имеем права прекращать работу, а в судебном заседании мне вообще по этому вопросу его представитель предложил почку продавать», — добавила собеседница.

По словам Рощиной, такая ситуация сложилась в результате того, что летом 2020 года прошел разделенный конкурс, на который «АГАС-Транс» изначально не допустили. В итоге это стало поводом для разбирательства УФАС. Антимонопольщики выдали предписание чиновникам о неправомерности решения. Так, фирме удалось получить свидетельство на обслуживание маршрута № 33. При этом, как следует из соответствующего протокола на сайте мэрии, свидетельство на маршрут № 77 получило товарищество, состоящее из ООО «Бизнес-Авто», ООО «Барнаульское автотранспортное предприятие» и индивидуального предпринимателя из Бийска Юрия Матусовича. Направление № 121 отошло ООО «Автомиг». По словам Рощиной, поскольку последний маршрут убыточен, в довесок к нему без проведения конкурса в ноябре также отдали № 144, что, как полагает юрист, является нарушением. «Мы считаем, что в качестве компенсации убыточного № 121 ему отдали доходный № 144», — предположила она. На сайте администрации соответствующего объявления за 2020 год также найти не удалось. Заявки на участие начали принимать лишь в феврале, а итоги подведут в конце марта. В данный момент № 144 обслуживает ИП Бычков Александр Олегович, следует из портала открытых данных администрации. Владельцем «Автомига» является Олег Бычков. Любопытно, что у него есть две компании с идентичными названиями, которые участвовали в одном и том же конкурсе. 

Ирина Рощина также сообщила, что в связи с данной ситуацией в арбитраже ведутся судебные разбирательства об отмене результатов розыгрыша маршрутов, который, по мнению «АГАС-Транс», проходил с нарушениями, касающимися в том числе заявок компаний, вышедших победителями.

Напомним, что эпопея с переделом маршрутов № 33, 77 и 121 длится с 2018 года. Долгое время их обслуживал «АГАС-Транс», но в ходе очередного конкурса в начале 2019 года победителем стало ООО «Транс-Лайн». Позднее УФАС, а затем и арбитраж признали, что процедура была проведена с нарушением. Кроме того, в ходе разбирательства мэрию Барнаула обязали рассмотреть на совете по противодействию коррупции ситуацию с одним из чиновников, который входил в конкурсную комиссию. Как выяснил «Банкфакс», речь шла о начальнике отдела транспорта и связи профильного комитета Максиме Ляпине, который по совпадению уволился после заседания совета. В администрации города заявили, что он ушел «по собственному желанию».